понедельник, 10 марта 2008 г.

Александр Шапиро - Спиноза // 13 марта ; Цикута // 14 марта


год: 2003
страна: Украина
режиссер: Александр Шапиро
сценарий: Александр Шапиро
время: 104 мин
-------------------------------------------
Встречи с культовым украинским режиссером
2 дня в Харькове

Наркоманы, мазохисты, шизофреники, любовники – все тела без органов воздают должное Спинозе.
Жиль Делез, Феликс Гваттари. “Тысяча плато”

13 марта (четверг) 13.30
Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина
философский факультет
Презентация проекта “Великие философии мира”, просмотр и обсуждение фильма “СПИНОЗА”


14 марта (пятница) 17.00
Харьковская муниципальная галерея (ул. Чернышевского, 15)
Фильм-шок “ЦИКУТА”

4 комментария:

Анонимный комментирует...

Спасибо инициативным организаторам за все прошедшие мероприятия и за предстоящую встречу с режиссёром - особенное спасибо (: Ждём! За сайт тоже спасибо! Да возрадуется же Харьков развитию своей культурной жизни!

Loki комментирует...

ШАПИРО
или в поисках утраченного семиозиса

Посещение клуба EL TOPOS – это встреча с кинематографом+встреча с тем, что образуется вокруг него. Этакая пена дней. Поэтому смотреть на зал, смотрящий фильм «Спиноза», пожалуй, было не менее увлекательно, чем на произведение Александра Шапиро. Студия разделилась по традиционным секторам: небольшие стайки поклонников Стародубцевой и Филоненко перемежались с профессорско-преподавательским составом и непонятно с какой целью втыкающими в видеоряд молодыми людьми. Шапиро откровенно зевал, глядя в n-надцатый раз на свое творение. Впрочем, фильм мне понравился. Исходя из того, что, собственно, хотел сделать автор. Часто так бывает, что при чтении текста с позиции того, как он соотносится с личностью читающего, высушено-безликие факты вдруг наполняются глубиной собственного опыта и переживания.
Шапиро восхитил поступок Спинозы, отказавшегося от традиционной еврейской общины еще до того, как она отказалась от него. И, несмотря на подмеченную зрителями «дискаверность», это все-таки был фильм, а не научно-популярная передача. Может быть, дело в умело расставленных по ходу сюжета режиссерских фишках, а может быть в личности самого Шапиро, который говорил еще интереснее, чем показывал. Ну конечно общее впечатление от дискуссии слегка портил какой-то странный интеллектуальный волейбол между участниками (вот вам и философия диалога ), проходивший на узкоконфессиональном философском поле, но было видно, что Шапиро во все врубается, по крайней мере, настолько, чтобы не вовлечься в бесплодную псевдополемику.
На мой взгляд, единственно толковой веткой обсуждения было обсуждение метафоры шипов. Это действительно очень многогранный образ. Ведь шипы розы могут не только ранить, но еще и цеплять – они слегка загнуты, как когти. К тому же: «спиноза» – «заноза» – «шип» – то, что цепляет…

ASh комментирует...

Мне показалось, что в двух просмотренных фильмах самым занимательным моментом оказался сам режиссёр. Ещё показалось, что в его работах – ни в «Спинозе», ни уж тем более в «Цикуте» - до конца мы – ни все вместе, ни по отдельности – не разобрались. Других причин тому, почему публика в своём большинстве положительно отреагировала (судя по количеству поднятых рук) на «Цикуту», кроме как заранее очаровавшая харизма, глубина и т. д. Шапиро, я не вижу (точнее, не услышала на обсуждении). И даже само определение автором фильма как пилюли яда говорит о том, что процесс его просмотра-поглощения не предусматривает радужных впечатлений. Может, дело в том, что публика нынче пресытилась слащавым кино? Но, мне кажется, что это всего лишь дело вкуса. Весь фильм я зевала так же, как большая часть публики зевала во время просмотра «Внутренней империи». Возвращаясь к заявленному определению фильма как шокового, можно заметить противоречие между понятиями «шок» и «яд», первое из которых нас молниеносно впечатляет, а второе может в нас ныть, нарастать и в конечном итоге или убивать, или, если яд был недостаточно сильным, постепенно проходить. Растянутое, расплывшееся и промямлиное (здесь я акцентирую внимание на ужасной озвучке фильма, каждое слово которой так же трудно доходит до сознания зрителя, как и, видимо, выходит из уст пребывающего в наркотическом опьянении) действо у меня вызвало эффект принятия несильного яда. Потому можно считать, что своей цели Шапиро достиг. Но я восприняла этот фильм только в этом плане – как некий аттракцион, а не как фильм с глубокой философией, о которой тоже было заявлено режиссёром. Насколько я поняла из слов автора, вся суть в течение фильма была высказана им самим в начале и в середине фильма. И мне показалось, что единственным приёмом, объединяющим в единое художественное действо сцены с Шапиро и сцены с наркоманами, была озвучка, назвать которую иначе, как звуковой ряд, который может служить фоном, основой для восприятия, но не основой для понимания, язык не поворачивается. В результате я не восприняла философию, для понимания которой нужно напрягать слуховые органы, а не мыслительные.
Комментарии режиссёра к «Спинозе» многое прояснили, и в результате фильм понравился всем, что уникально для El topos’а. Потому, думаю, стоит в дальнейшем привлекать авторов к заседаниям клуба (: . Но, если подумать, что важнее для собирающейся публики: докопаться до истины, понять философию фильма или, как уже было сказано, вчитать свой смысл, свою философию в фильм, то – спрашивается – зачем нам режиссёр со своим пониманием? (:

amigo комментирует...

Встреча с Александром Шапиро оставила двойственное впечатление: очень интересный и обаятельный человек, творческий, мыслящий, неординарный; очень слабое кино, сравнимое разве что с работами студентов ВГИКа начал 70-х. Деклараций (довольно хорошо излагаемых) больше, чем творческих кинодостижений. Проект о филсофах - отличная идея. Воплощение (Спиноза)- довольно низкого уровня.
Хотя, что поделаешь, такова и аудитория: никто Спинозу толком не читал, да и читать и осмыслять, как выяснилось не собирается. Это грустно, учитывая, что аудитория была забита до отказа именно людьми с философского факультета. Зачем тогда фильмы именно о философах снимать? Кроме того, я уже по собственной инициативе посмотрел Хеппи Пипл. И еще раз убедился - это очень слабое кино, просто никакое, даже в чем-то стыдное (по уровню) но зато ужасно претенциозное. Это ни в коем случае не приговор, скорее - констатация факта. Александру желаю найти себя (возможно и в кино), мне показалось, что он именно ищет себя, но пока, нмд, не нашел. Удачи!